В Жуковском завершается создание нового технопарка

1355

Открытие очередного третьего по счету технопарка в наукограде намечено на конец ноября 2018 г., как раз перед 100-летним юбилеем ЦАГИ

В конце июня нынешнего года ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского победил в конкурсе, проведенном областным Министерством инвестиций и инноваций, на право получения субсидии из госбюджета с целью создания новых технопарков. Институт как победитель конкурса получит по госпрограмме «Наше Подмосковье» 97 млн руб. на создание технопарка. Согласно представленному ЦАГИ проекту, к 2020 г. на новой площадке должны быть запущены не менее 10 инновационных проектов с суммарным объемом привлеченных инвестиций 60 млн руб. и созданы 100 высокопроизводительных рабочих мест. Планируется, что к 2028 г. число проектов будет свыше 20, уровень инвестиционного финансирования достигнет 460 млн руб., а количество рабочих мест составит около 160.

Досье ЖВ

В августе 2009 г. в Жуковском официально объявили о создании Инновационно-технологического парка (ИТПв рамках проекта по созданию Национального центр авиастроения (НЦА). По плану разработчиков проекта, создание и развитие Технопарка федерального уровня, ориентированного на авиастроение и смежные отрасли, должно было произойти в три этапа в течение пяти лет (до 2014 г.). На первом этапе планировалось привлечь существующие местные и иногородние фирмы, работающие в сфере высоких технологий. На первом этапе фирмы-резиденты (10 фирм Жуковского) должны были использовать имеющиеся у них оборудование и помещения. На втором этапе (2011 – 2014 гг.) планировалось продолжить дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, также намечалось построить комплекс зданий Технопарка на правом берегу Москвы-реки на новой территории Жуковского. На третьем этапе (2015 г.) намечалось, что Технопарк № 1 начнет полноценно работать.

За почти десять лет формально объединенные на бумаге фирмы-резиденты Технопарка № 1 остались каждая сама по себе. Фирмы-резиденты так и не создали централизованной сервисной службы, как намеревались, которая позволила бы обеспечить экономию на затратах, осуществлять координацию производственно-внедренческой деятельности средних и малых предприятий и др. Строительство комплекса зданий технопарка на берегу Москва-реки так и не начиналось.

Можно с большой долей уверенности предположить, что Технопарк №1 федерального уровня в рамках создания авиационного инновационного кластера в НЦА по сей день существует только на бумаге.

15 октября 2015 г. в Большом зале ДК прошел «круглый стол» под названием «Развитие инновационного бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов и технопарков». Модератор «круглого стола» Дмитрий Савенков, ставший в 2016 г. президентом Жуковской ассоциации инновационного развития «ТехноПОРТ», провел презентацию нового технопарка регионального уровня, который было решено «строить» в НЦА. Д.Савенков заявил на мероприятии, что новый технопарк в рамках единой инфраструктуры объединит малые и средние инновационные предприятия авиастроительной и смежный высокотехнологичных областей и будет составной частью Жуковского авиационного кластера. Предприятиями-участниками проекта по созданию Инновационно-технического парка (ИТП) «Авиа Порт Жуковский» стали ООО «Транком», ООО «Научно-инженерная компания (НИК)» и др. С 2016 по 2018 гг. о ИТП ««Авиа Порт Жуковский» не было никакой информации.

Можно с большой долей уверенности предположить, что через несколько лет в областном бюджете выделят новые деньги для развития высоких технологий и в Жуковском в результате конкурса найдется победитель, который на госбюджетные деньги приступит к их освоению в виде строительства очередного нового технопарка.

Согласно официальному пресс-релизу, «технопарк ЦАГИ должен стать площадкой для научно-прикладных исследований, подготовки и запуска новых бизнес-проектов и технологических стартапов в аэрокосмической сфере. Концепция технопарка предполагает создание особой экосистемы, где компании-резиденты будут развиваться с начального этапа до создания и испытания прототипов продукции и демонстраторов технологий с высоким коммерческим потенциалом. На следующих стадиях развития более зрелые стартапы смогут переместиться на территорию индустриального парка, создаваемого в Жуковском для развертывания серийного производства своей продукции. В числе приоритетных целей технопарка – стимулирование интереса одаренной молодежи к работе в сфере авиации, передача начинающим специалистам научного опыта международного уровня и поддержка инновационных разработок».

В создаваемый под эгидой ЦАГИ технопарк войдет функционирующая с лета 2017 г. научная лаборатория исследования режимов горения в двигателях перспективных летательных аппаратов, которой руководит наш соотечественник, доктор физико-математических наук, научный сотрудник ONERA Владимир Сабельников, эмигрировавший во Францию. Лаборатория располагается в здании бывшего ПТУ № 49, где был проведен значительный ремонт, и находится вне территории ЦАГИ.

Сейчас специалисты лаборатории занимаются численным моделированием уют турбулентного горения и проверяют созданные модели посредством физических экспериментов в высокоскоростной камере сгорания. Задачи, которые ставятся перед лаборатории – это разработка и валидация моделей различных режимов горения в воздушно-реактивных двигателях, а также создание специального программного обеспечения для использования в цикле аэродинамического проектирования силовых установок перспективных ЛА.

 

Фото автора

На снимке: макет (образца 2009 г.) комплекса зданий технопарка (в центре фотографии) на берегу Москва-реки

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"